1. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Потребности человека (биологические, социальные, духовные). Люди с ограниченными возможностями, их особые потребности и социальная позиция. Влияние социокультурных факторов на формирование личности. Личность в современном информационном обществе
2. Мировоззрение, его роль в жизнедеятельности человека. Типы мировоззрения. Сознание индивидуальное и общественное. Самосознание и социальное поведение.
3. Деятельность и ее структура. Цели, мотивы, виды деятельности. Свобода и необходимость в человеческой деятельности.
4. Познавательная деятельность. Познание мира. Чувственное и рациональное познание. Истина. Виды истины. Виды знаний. Познание человеком самого себя как вид деятельности. Особенности научного и социального познания. Мышление, его формы и методы. Знание как результат познавательной деятельности, его виды.
5. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Связи между подсистемами и элементами общества. Основные институты общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Общественные потребности и социальные институты. Признаки и функции социальных институтов
6. Многообразие путей и форм общественного развития. Постиндустриальное (информационное) общество и его особенности. Роль массовой коммуникации в современном обществе. Эволюция, социальная революция. Реформа. Общественный прогресс, его критерии. Противоречивый характер прогресса. Глобализация и её противоречивые последствия. Российское общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
7. Духовные ценности российского общества. Вклад российской культуры в формирование ценностей современного общества. Духовная деятельность человека. Материальная и духовная культура. Формы культуры. Народная, массовая и элитарная культура. Субкультура и контркультура. Функции культуры. Культурное многообразие современного общества. Диалог культур. Мораль как общечеловеческая ценность. Категории морали. Нравственность. Этика и этические нормы. Гражданственность. Патриотизм
8. Наука. Естественные, технические, точные и социально-гуманитарные науки. Особенности, уровни и методы научного познания. Особенности научного познания в социально- гуманитарных науках. Функции науки. Возрастание роли науки в современном обществе. Направления научно-технологического развития и научные достижения Российской Федерации.
9. Образование в современном обществе. Российская система образования. Основные направления развития образования в Российской Федерации. Непрерывность образования в информационном обществе. Значение самообразования. Цифровые образовательные ресурсы. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Порядок оказания платных образовательных услуг.
10. Религия, её роль в жизни общества и человека. Мировые и национальные религии. Значение поддержания межконфессионального мира в Российской Федерации. Свобода совести. Искусство, его основные функции. Особенности искусства как формы духовной культуры. Достижения современного российского искусства.